Контроль является важной функцией управления. Руководитель должен уметь прогнозировать пути развития дошкольного учреждения, ставить цели на будущее. Это возможно лишь при оперативном получении и анализе информации о социально-педагогической, демографической ситуации в микрорайоне; работе сотрудников дошкольного образовательного учреждения.
Контроль за функционированием и развитием ДОУ делится на внешний и внутрисадовский (внутренний) контроль.
Параметры контроля |
Внешний контроль |
Внутренний контроль |
Цель контроля |
Обеспечение социальной защиты каждого ребенка и гарантированное получение им минимума образования, необходимого для нормального развития |
Совершенствование образовательного процесса во всех возрастных группах и оказание каждому педагогу конкретной помощи |
Содержание контроля |
Маркетинговое исследование микрорайона: – расположение социально-культурных объектов; – социальный статус семей, имеющих детей дошкольного возраста; – потребности и запросы родителей в видах и качестве образовательных услуг; – социальная и образовательная система защиты детей, не посещающих ДОУ |
Контроль содержания различных аспектов деятельности ДОУ: – организационно-педагогической; – образовательной; – социально-психологической; – медико-социальной; – финансово-хозяйственной и других видов деятельности ДОУ |
Требования к контролю |
– руководителю важно не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений деятельности ДОУ; – контроль необходимо планировать: тщательно намечать цели, рассматривая целостно вопросы по образовательному процессу; – в процессе контроля важна не констатация фактов, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, предусматривающих их устранение; – контроль будет иметь действенный характер в том случае, если он осуществляется своевременно; – необходимо вскрыть и проанализировать обстоятельства, которые привели к недостаткам воспитательно-образовательной работы с детьми, а не ограничиваться негативными фактами; – после контроля должно происходить гласное подведение итогов; – контроль должен выявить достоинства и педагогическую эффективность труда педагогов, работы коллектива |
|
Алгоритм контроля |
Цель контроля→объект контроля→разработка плана контроля→сбор информации (с помощью воспитателей, воспитанников и других лиц, причастных к подготовке воспитанников ДОУ к обучению в школе)→первичный анализ изученного(изучение документации, обработка полученной информации, заполнение листов опроса, обсуждение на педсовете полученных данных, их анализ и интерпретация) → выработка рекомендаций (утверждение на педсовете направлений корректировки образовательного процесса, закрепление положительных традиций, передового педагогического опыта) → проверка исполнения рекомендаций |
|
Содержание контроля заведующего ДОУ |
– работа административной группы (старшего воспитателя, завхоза, медицинского персонала); – выполнение в соответствии с трудовым законодательством правил трудового распорядка, санитарно-гигиенического режима, норм охраны труда; – проверка исполнения инструктивно-методических документов вышестоящих организаций, предложений инспектирующих лиц; – качество освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы ДОУ; – выполнение решений педагогического совета; – сохранность оборудования и пособий в разных возрастных группах; – ведение документации педагогами и администрацией; – организация и осуществление работы с родителями; – финансово-хозяйственная деятельность ДОУ; – выборочный контроль за работой педагогов |
|
Содержание контроля старшего воспитателя |
– состояние образовательного процесса в разных возрастных группах; – выполнение ООП ДОУ, внедрение новых педагогических технологий; – календарно- тематическое планирование и документация педагогов; – наличие и хранение детских работ; – повышение квалификации и аттестация педагогов |
Виды внутреннего контроля в ДОУ.
№ п/п |
Вид контроля |
Разновидность контроля |
Цель и содержание контроля |
Примечание |
|
1. |
Тематический контроль |
Тематическая проверка |
– привлечение внимания педагогического коллектива к определенным задачам дидактического, методического, образовательного и развивающего характера, которые в данном ДОУ решаются недостаточно успешно; – изучение выполнения основной общеобразовательной программы ДОУ по конкретным образовательным областям и направлениям развития детей; – выявление уровня работы ДОУ по задачам, намеченным в годовом плане ДОУ. |
Планируется в годовом плане ДОУ. Проводится на основании приказа по ДОУ с указанием темы и сроков контроля. В зависимости от цели проводится в одной, в нескольких или во всех возрастных группах. План контроля доводится до сведения педагогов за 1-2 месяца. Продолжительность – от 1 до 3 дней. По итогам контроля составляется аналитическая справка и заслушивается на педсовете. |
|
Итоговый контроль |
За квартал |
– оценка уровня содержания работы (воспитательно-образовательной, методической и др.) и анализ реализации поставленной задачи. |
Проводится на основании приказа по ДОУ с указанием темы и сроков контроля до педсовета или иных форм подведения итогов работы за указанный период и включает: – освоение детьми ООП ДОУ; – условия, созданные для педагогической деятельности; – уровень педагогического мастерства педагогов. По итогам контроля составляется аналитическая справка и заслушивается на педсовете. |
||
За полугодие |
– оценка результатов работы за полугодие на педсовете. |
||||
За учебный год |
– выявление уровня решения годовых задач согласно ожидаемому результату в конце учебного года. |
||||
Персональный контроль |
– изучение системы работы, оценка распространения передового педагогического опыта и внедрения инновационных технологий в практику работы определенными педагогами, имеющими высокий уровень профессионального мастерства; – выявление состояния работы по устранению недочетов в воспитательно-образовательной работе педагога по определенной теме. |
Проводится на основании приказа по ДОУ с указанием темы и сроков контроля. О намеченном контроле педагогов предупреждают за 1-2 недели. По итогам контроля составляется аналитическая справка и заслушивается на педсовете. |
|||
№ п/п |
Вид контроля |
Разновидность контроля |
Цель и содержание контроля |
Примечание |
|
2. |
Фронтальный контроль |
Предварительный контроль |
– получение первичного представления о состоянии деятельности ДОУ (материально-техническое, кадровое, обеспечение) при принятии руководителя или старшим воспитателем ДОУ для его управления. |
При организации фронтального контроля требуется создание комиссии, которая оказывает помощь при соответствующей разновидности контроля. Проводится на основании приказа по ДОУ с указанием сроков контроля и состава комиссии. Предполагает всестороннюю проверку деятельности как педагога, так и ДОУ в целом. Изучаются: нормативно-правовые документы ДОУ, документация сотрудников, оснащение педагогического процесса, воспитательно-образовательная работа с детьми, детские работы, работа с родителями, повышение педагогической квалификации и другие аспекты педагогической деятельности. Проводится в любое время года, продолжительность от 3 дней до недели. По итогам контроля составляется аналитическая справка и обсуждается на педсоветах, планерках, некоторые вопросы выносятся на совещание при заведующей, на заседания местного комитета |
|
Текущий контроль |
– выявление общего представления о профессиональной деятельности педагога, об уровне педагогического процесса в целом в той или иной группе, о стиле работы конкретного воспитателя – установление правильности осуществления основных направлений развития ребенка: физического, познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического. В процессе этого вида контроля в течение целого дня или нескольких дней изучается работа двух воспитателей, работающих в группе. |
||||
Итоговый контроль |
– комплексная оценка деятельности ДОУ (самоанализ) перед процедурой лицензирования, – выявление готовности детей к обучению в школе (выпускных групп ДОУ).
|
||||
3. |
Оперативный контроль |
Предупредительный контроль |
– профилактика возможных нарушений в образовательном процессе, отбор наиболее рациональных методов работы, повышение уровня управления ДОУ. Применяется по отношению к начинающим (или вновь поступившим педагогам), а также к воспитателям, работающим в инновационном режиме (внедрение новых парциальных программ, педагогических технологий и методик, передового педагогического опыта). Содержание контроля: выявление готовности педагогов к рабочему дню; определение уровня владения образовательными технологиями и методиками; анализ календарных планов (по планированию содержания образовательной работы на текущий день). Проводится в форме наблюдений за педагогическим процессом, беседы с воспитателем, анализе педагогической документации. |
Направлен на выявление состояния работы педагогического коллектива и отдельных педагогов на определенном этапе. О своем приходе в группу контролирующее лицо предупреждает заранее. |
№ п/п |
Вид контроля |
Разновидность контроля |
Цель и содержание контроля |
Примечание |
3. |
Оперативный контроль |
Экспресс-диагностика |
– быстрый информативный сбор требуемых данных. Содержание контроля: социологическое исследование (анкетирование, тестирование и т.п.) по выявлению уровня педагогического мастерства педагогов и уровня развития ребенка-дошкольника в разных видах деятельности. С целью определения срезовых результатов освоения детьми ООП детей за определенный промежуток времени по разным видам деятельности с детьми организуются итоговые виды НОД. |
Направлен на выявление состояния работы педагогического коллектива и отдельных педагогов на определенном этапе. О своем приходе в группу контролирующее лицо предупреждает заранее. |
Выборочный (эпизодический) контроль |
– выявление причин отклонений качества образовательного процесса от существующих требований; – установление причин несоответствия фактического уровня развития детей от требований ООП. Содержание контроля: состояние работы по разделам ООП ДОУ, не рассматривающихся годовыми задачами, а также решение отдельных (частичных) задач раздела Программы в реализации поставленной годовой задачи. Данный вид контроля может носить выборочный характер и включать проверку работы отдельных воспитателей (готовность воспитателя к проведению НОД, оценка работы воспитателя за день, анализ воспитанности детей, анализ педагогических условий в группе). Основные формы контроля: просмотр НОД или других видов образовательной деятельности, беседы с педагогами, изучение документации, анализ планирования работы. |
|||
4. |
Сравнительный контроль |
Контроль работы воспитателей двух параллельных групп |
– сопоставление результатов работы воспитателей параллельных возрастных групп. |
Контроль осуществляется администрацией ДОУ. |
Контроль работы двух воспитателей одной возрастной группы |
– выявление разницы в работе воспитателей одной группы. |
|||
Взаимоконтроль (взаимопосещение) |
– развитие самоанализа и самооценки одного воспитателя в сравнении с опытом другого; – распространение эффективного педагогического опыта, улучшение образовательного процесса. |
Анализ и оценка педагогического процесса осуществляется самим педагогом в параллельной группе, либо в другой возрастной группе по решению администрации. Педагогами ведутся тетради взаимоконтроля (взаимопосещений). |
||
5. |
Самоконтроль |
– предполагает самооценку, самоанализ, самокоррекцию, развитие у педагогов ДОУ умения объективно оценивать свою деятельность и намечать пути исправления недочетов. |
Посещения могут быть связаны с обобщением опыта педагогов. |
Тематический контроль.
Важным в работе руководителя является всестороннее изучение состояния педагогического процесса по разделам программы, реализуемой в ДОУ, или по направлениям деятельности педагогов.
Тематический контроль помогает собрать наиболее полную информацию, а, следовательно, вовремя внести коррективы в работу педагогического коллектива или отдельного воспитателя.
Тематика изучения состояния воспитательно-образовательного процесса планируется в годовом плане. Чтобы тематический контроль был результативным, необходимо провести подготовительную работу в несколько этапов.
1-й этап. Постановка целей тематического контроля.
Руководитель должен ясно представить и четко сформулировать, какие результаты должны быть получены по итогам тематического контроля. Эти результаты могут быть связаны:
- с улучшением учебно-воспитательного процесса,
- ростом профессионального мастерства педагогов,
- созданием условий для развития опыта лучших воспитателей,
· укреплением связей с родителями и т.п.
2-й этап. Составление плана тематического контроля с учетом специфики детского сада и результатов работы по выбранной теме в предшествующие годы.
Лучше всего взять конкретный раздел программы детского сада и выделить в нем то общее, что в первую очередь важно для всех возрастных групп. Следует обратить особое внимание на то, как усложняется раздел программы в зависимости от возраста детей; подобрать и изучить все соответствующие методические рекомендации, инструкции, приказы вышестоящих органов по теме.
Формы плана могут быть самые разные.
По какой бы теме не составлялся план тематического контроля, в нем всегда выделяется 5 блоков.
1. Выявление уровня знаний, умений, навыков, воспитанности детей.
2. Оценка профессиональных умений воспитателя. Эффективность используемых им методов и приемов работы с детьми. Формы организации детского коллектива. Система профессионального роста педагогов ДОУ.
3. Уровень планирования режимных моментов, системность и последовательность. Соответствие возрастным особенностям детей и программе, по которой работает учреждение.
4. Оценка предметно-развивающей среды, условий для организации педпроцесса по данному направлению, наличие разнообразных пособий.
5. Взаимодействие с родителями для развития ребенка. Использование разнообразных форм педагогического просвещения родителей. Оценка родителями результативности работы педагога.
3-й этап. Подготовка руководителя к проведению тематического контроля.
Она предусматривает составление вопросников, подбор диагностических методик, составление схем для фиксирования хода и результатов контроля. Руководителю целесообразно проанализировать записи в тетради посещения групп (какие недостатки уже отмечались, что предлагалось исправить, устранить, изменить, было ли это выполнено, насколько качественно).
4-й этап. Распределение обязанностей, вопросов к изучению, определение сроков выполнения работ.
В тематическом контроле, кроме заведующей и старшего воспитателя, участвуют обычно и другие сотрудники: психолог, музыкальный руководитель, врач, медицинская сестра, инструктор по физической культуре, наиболее опытные воспитатели.
Задача старшего воспитателя — поставить перед каждым участником конкретную задачу, подробно разъяснить порядок ее выполнения, предоставить в помощь подробный вопросник или схему для заполнения.
Итоги тематического контроля оформляются в виде аналитической справки и заслушиваются на педагогическом совете. В содержании аналитической справки должны быть представлены материалы по всем 5 блокам, которые мы обозначили в плане тематического контроля.
Перед началом тематической проверки руководителем ДОУ издаётся Приказ о проведении тематического контроля, в котором указываются тема, сроки проверки.
Подготовленный план необходимо представить воспитателям за две недели до начала проверки, разъяснить, какие вопросы, и в каком порядке будут изучаться, в чем смысл и каково значение тематического контроля для совершенствования работы детского сада.
Руководитель, старший воспитатель ДОУ обязаны оказать всю необходимую помощь воспитателям в подготовке к тематическому контролю.
Экземпляр плана контроля должен находиться в методическом кабинете и быть доступным для каждого воспитателя в любой момент.
Материалы тематического контроля оформляются и хранятся в методическом кабинете ДОУ. Они являются банком данных о состоянии педагогического процесса по одному из направлений деятельности педагогического коллектива ДОУ и используются при подготовке учреждения к инспектированию и лицензированию.
Методические рекомендации по составлению аналитической справки по итогам контроля.
I. Первая часть – вводная. В ней содержатся материалы, отвечающие на вопросы: «Что проведено?», «Кем?», «Когда?», «Зачем?». Она включает:
– предмет изучения;
– сроки изучения;
– тема контроля;
– цель и объект контроля;
– методы контроля;
– кто проверяет.
Пример.
«Согласно годовому плану работы МДОУ «Детский сад № 4» на 2011 – 2012 учебный год в период с 24 по 28 февраля 2011 года был проведен тематический контроль на тему «Уровень сформированности навыков культуры поведения в быту» в средней группе № 1 и старшей группе № 1»
Цели контроля:
- выявить и оценить положительные и отрицательные тенденции в организации образовательного процесса,
- наметить управленческие решения по регулированию и коррекции факторов, влияющих на формирование навыков культуры поведения у воспитанников.
Объект контроля: система воспитательно-образовательной работы по формированию навыков культуры поведения в средней группе № 1 и средней группе № 2.
Методы контроля: наблюдение за поведением детей в процессе хозяйственно-бытового труда, создание игровых ситуаций за столом, рассматривание серии картин.
Проверяющий: заведующий Иванова А.А. (старший воспитатель, психолог, воспитатель…) МДОУ «Детский сад № 4».
II. Вторая часть – аналитическая. Здесь излагаются сами факты, им дается оценка, выявляются причины, которые привели к выявленным недостаткам. Эта часть справки отвечает на вопросы: «Что произошло?», «В чем причины недостатков?».
Здесь рассматриваются:
– общая характеристика изучаемого в ходе проверки вопроса;
– достоинства и недостатки его решения;
– факторы, условия, причины появления как положительных, так и отрицательных сторон;
– установление причинно-следственных связей, обеспечивающих получение тех или иных результатов.
В основной части справки необходимо ответить на каждый вопрос программы проверки, дать оценку достоинств решения каждого из вопросов программы, ответить на вопрос, что способствовало удачам и негативным явлениям.
Пример. «В обследовании приняли участие 20 детей средней группы № 1, 20 детей средней группы № 2. В ходе тематической проверки были выявлены следующие количественные показатели (Таблица 1): (ниже приводится таблица)…(это количественный анализ результатов проверки).
Сравнительный анализ результатов обследования уровня сформированности культуры поведения в быту показал, что:
– у 80% детей средней группы № 1 и у 82% детей старшей группы № 1 сформированы навыки культуры поведения в быту;
– в средней группе № 1 навыки культуры поведения в быту сформированы: на высоком уровне – у 35% детей, на среднем уровне – у 45%, на низком уровне – у 20% детей, что обусловлено…
– в старшей группе № 1 навыки культуры поведения в быту сформированы: на высоком уровне – у 45% детей, на среднем уровне – у 37% детей, на низком уровне – у 18% детей, что свидетельствует об … (это качественный анализ результатов проверки).
III. Третья часть – заключительная. В ней дается общая оценка состояния: «Что рекомендуется педагогу (педагогам)?». Здесь необходимо:
– обобщить результаты анализа, сделать выводы;
– определить конкретные рекомендации с указанием сроков исполнения;
– указать сроки и формы подведения итогов;
– поставить должность и подпись (с расшифровкой) автора справки;
– проставить дату составления справки
Выводы:
Рекомендации:
Заведующий МДОУ «Детский сад № 4» _____________________ А.А.Иванова
01.03.2011 г.
Оперативный (текущий) контроль.
Направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявление причин, нарушающих его. По итогам оперативного контроля вносятся изменения в педагогическую деятельность. Контроль — это не констатация фактов, а их сравнение, обобщение, анализ, поиск причин, вызвавших ту или иную проблему. Оперативный контроль часто называют текущим или ежедневным.
Ежемесячно планируют 5-7 вопросов к оперативному контролю и знакомят с ними коллектив. Есть вопросы, которые требуют ежедневного контроля, есть вопросы, которые требуют контроля 1 раз в месяц, в квартал. План может быть представлен в такой форме:
Вопросы контроля |
Возрастные группы, недели месяца |
|||||||||||||||
Младшая |
Средняя |
Старшая |
Подготовительная |
|||||||||||||
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примерные вопросы для оперативного контроля.
1. Вопросы, требующие постоянного контроля.
– выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей;
– осуществление образовательного процесса, уровень развития детей;
– результаты медицинского осмотра детей;
– проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня;
– организация питания;
– посещаемость;
– выполнение режима дня;
– выполнение санэпидрежима;
– вопросы преемственности в работе ДОУ и школы;
– повышение профессиональной квалификации и педагогического мастерства педагогов ДОУ;
– работа с молодыми воспитателями, наставничество;
– соблюдение здорового психологического климата в коллективе;
– работа с неблагополучными семьями;
– соблюдение правил внутреннего распорядка;
– техника безопасности;
– сохранность имущества;
– укрепление материальной базы;
– финансово-хозяйственная деятельность.
2. Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в месяц.
– анализ заболеваемости;
– выполнение натуральных норм питания;
– выполнение плана по детодням;
– проведение физкультурных досугов и развлечений;
– состояние документации в группах;
– анализ детских работ по ОО «Художественное творчество»;
– выполнение решений педсовета;
– документация и отчетность подотчетных лиц;
– снятие остатков продуктов питания;
– проведение дней методической учебы педагогических кадров;
– уровень педагогического мастерства и состояние образовательного процесса у аттестуемых воспитателей в текущем учебном году;
– подведение итогов смотров и конкурсов.
3. Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в квартал.
– участие педагогов в работе методических объединений;
– анализ детской заболеваемости;
– проведение дней здоровья;
– уровень проведения родительский собраний во всех возрастных группах;
– выполнение ООП ДО за квартал (по решению педагогического коллектива);
– выполнение воспитателями рекомендаций аттестации и самообразования.
Циклограмма оперативного контроля работы МДОУ «Детский сад № …»
на ___2011-2012___________ учебный год
Вопросы контроля |
Месяцы |
|||||||||
|
IX |
X |
XI |
XII |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI-VIII |
Санитарное состояние |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Охрана жизни и здоровья |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Анализ травматизма |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
+ |
Анализ заболеваемости |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
+ |
Выполнение режима прогулки |
+ |
|
|
+ |
|
+ |
|
+ |
|
+ |
Культурно-гигиенические навыки при питании |
|
|
+ |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
Культурно-гигиенические навыки при одевании/раздевании |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
Культурно-гигиенические навыки при умывании |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
Режим проветривания |
|
+ |
|
+ |
|
|
+ |
|
+ |
+ |
Проведение закаливающих процедур |
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
Проведение фильтра |
+ |
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
Проведение развлечений |
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
Подготовка воспитателей к занятиям |
+ |
|
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
Содержание книжных уголков |
+ |
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
Содержание уголков изодеятельности |
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
Содержание природных уголков |
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
+ |
Содержание уголков ручного труда |
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
Содержание физкультурных уголков |
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
Содержание музыкальных уголков |
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
Оборудование для сюжетно-ролевых игр |
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
Оборудование для театрализованной деятельности |
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
Наличие дидактических игр по задачам программы |
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
План воспитательно-образовательной работы с детьми |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
Наглядная педагогическая пропаганда |
|
+ |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
Проведение родительских собраний |
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
План и результаты оперативного контроля
на январь 2011 – 2012 учебного года
1 2 3 4 5 6 группы
Охрана жизни и здоровья |
|
|
|
|
|
|
Попова Е.Г. Таганова О.Н |
Культурно-гигиенические навыки при приеме пищи |
|
|
|
|
|
|
Таганова О.Н. |
Культурно-гигиенические навыки при одевании |
|
|
|
|
|
|
Таганова О.Н, Малашина Ж.И. |
Подготовка воспитателей к занятиям |
|
|
|
|
|
|
Таганова О.Н/ |
Оборудование центров экспериментирования |
|
|
|
|
|
|
Таганова О.Н, |
Наличие плана воспитательно-образовательной работы с детьми работы на день |
|
|
|
|
|
|
Таганова О.Н, |
Оценка:
О – отлично
Х – хорошо
У – удовлетворительно
П – плохо