КОНТРОЛЬ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОУ
Одной из функций старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения является осуществление контроля и анализа воспитательно-образовательной работы с детьми. С контроля начинается управленческий цикл, чтобы определить состояние работы и наметить задачи на будущее. Задачи реализуются через систему мероприятий, а затем необходимо снова проанализировать уровень работы, но уже на качественно новом витке деятельности дошкольного учреждения. Тематическая проверка – одна из форм контроля.
Главным предметом тематического контроля является определение наличия системы занятий и других воспитательных мероприятий, направленных на реализацию программы, воспитания и развитие ребенка.
Содержанием тематического контроля является изучение состояния воспитательно – образовательной работы с детьми по данной проблеме.
Определяя тематику контроля, необходимо, прежде всего, учесть основные направления работы дошкольного учреждения в текущем учебном году и сформулировать в соответствии с этим цели тематических проверок. Например, если педагоги поставили перед собой задачу снижения заболеваемости детей путем внедрения здоровьесберегающих технологий, целью тематического контроля должно стать выявление результативности этой работы и определение степени овладения педагогами технологией сохранения здоровья детей.
Тематику контроля могут определить результаты оперативного контроля. Если в результате этого были выявлены определенные недостатки (например, у детей отмечаются слабые культурно-гигиенические навыки в процессе еды), целью тематической проверки может быть выполнение программы по этому вопросу. В процессе проверки будет проанализирована система педагогических воздействий, направленная на формирование навыков самообслуживания, уровень педагогического мастерства воспитателя и т.д., что поможет определить причины отсутствия у детей устойчивых навыков и наметить систему оказания помощи педагогам для дальнейшего совершенствования работы.
Тематическая проверка также может быть посвящена изучению внедрения материалов семинара, проведенного в дошкольном учреждении, внедрению педагогами передового педагогического опыта или новых педагогических технологий и т.д.
Формулировка цели тематической проверки должна быть достаточно конкретной и отражать суть проблемы: например, изучая состояние работы по изобразительной деятельности и конкретно одного из ее разделов, цель тематической проверки может быть достаточно простой — выполнение программы по рисованию. Она может быть и несколько сужена: выполнение программы по декоративному рисованию.
Когда педагогический коллектив способен добиться реализации программы на достаточно высоком уровне, цель проверки также отражает более глубокие аспекты проблемы:
· развитие творческих способностей детей в процессе рисования на занятиях и в повседневной жизни;
· внедрение новых педагогических технологий в обучении рисованию старших дошкольников и т.д.
Определив цель и приступая к тематической проверке, необходимо составить план ее проведения, который включает:
изучение знаний, умений и навыков детей (ЗУН), что позволит выявить степень овладения ими программой
· определение знаний, умения и навыков педагогов по данной проблеме, что поможет выявить уровень педагогического мастерства воспитателей и, возможно, определить причины их неудач в формировании ЗУН детей, воспитании у них определенных качеств, в их развитии,
· состояние планирования, анализ которого позволит определить наличие или отсутствие системы работы по проблеме, что также может являться причиной слабого овладения детьми программой;
· анализ условий для осуществления работы по теме, наличие или отсутствие которых может способствовать или мешать реализации программы, формированию устойчивых знаний или навыков, анализ взаимодействия педагогов с родителями, без которого картина педагогического воздействия будет неполной.
Исходя из цели, отбирается содержание, т.е. что должны знать или уметь дети и что должен проанализировать старший воспитатель в ходе проверки, например: формы организации двигательной деятельности, методика их проведения, двигательная активность в организованной и самостоятельной деятельности, отношение детей и родителей к этой деятельности и т.д. (или счет в пределах 20, отсчитывание по образцу и названному числу, определение равенства в группах разных предметов).
Содержание определяет формы организации детской деятельности, через которые можно увидеть содержание, реализующее поставленную цель. Например, двигательную активность в течение дня нужно посмотреть на физкультурном и других занятиях, во время утренней гимнастики, а также в повседневной жизни в течение всего дня. Для тематической проверки по рисованию также следует увидеть занятия, индивидуальную работу с детьми, организацию самостоятельной деятельности, работу на прогулке по расширению представлений об окружающем для последующего рисования и т.д.
Содержание и формы организации детской деятельности диктуют методы контроля:
1. Наблюдение педагогического процесса.
При наблюдении педагогического процесса необходимо определить цель, которая должна способствовать реализации основного содержания плана тематической проверки, а также может быть связана с наличием сложных задач, слабо решаемых в ДОУ.
При подготовке к наблюдению важно четко определить, что нужно посмотреть, что должен проанализировать старший воспитатель, и выработать экономичную форму фиксации наблюдения. Предлагаемые унифицированные блок-схемы анализа занятия, воспитетельно – образовательного процесса во второй половине дня, прогулки помогут начинающим старшим воспитателям правильно осуществить эту работу .
В ходе наблюдения не рекомендуется делать замечания педагогу, однако беседы с детьми, просмотр их работ в ходе занятия будут способствовать получению более полной картины организации и результативности просмотренного.
После наблюдения проводится анализ его с воспитателем, цель которого – показать педагогу, насколько целесообразно построена его работа. Начать лучше с выяснения непонятных моментов, а затем предложить педагогу проанализировать свою работу с позиции поставленных им целей и задач, а также проанализировать соответствие ЗУН детей требованиям программы, и только после этого предложить свой анализ.
2. Итоговые занятия
Цель их проведения – оценка уровня выполнения программы на начало, середину и конец года для дополнения результатов наблюдения педагогического процесса. Итоговые занятия проводятся в ходе тематических проверок, а также в тех случаях, когда руководителя беспокоит состояние работы по какому-либо разделу, при проверке реализации предложений тематического контроля, конечного результата работы по определенному разделу программы, время которого четко определено (например, в конце года в подготовительной группе, целесообразно проверить умение детей составлять и решать арифметические задачи).
Содержание итогового занятия разрабатывается старшим воспитателем, причем в содержание включается только выполнение какой-либо одной программной задачи определенного раздела программы, но не группой в целом, а каждым ребенком. С этой целью на эту программную задачу подбирается несколько заданий и фиксируется, кто из детей отвечал вообще и кто ответил правильно. Унифицированный блок-схема для записи наблюдения итогового занятия также прилагается .
3. Проверка календарных планов
Проверка планов также проводится в ходе тематической проверки, но может осуществляться и как самостоятельный метод контроля. В этом случае она проводится только по конкретным темам, а не вообще как проверка плана в целом, причем за период не менее двух недель. Целесообразно делать сравнительный анализ планов нескольких групп одного возраста. Возможно использование взаимоконтроля и самоанализа плана по предложенным воспитателям вопросам. Фиксировать результаты удобнее в блок-схемах, которые специально разрабатываются старшим воспитателем в зависимости от цели проверки .
4. Беседы с детьми
Это один из методов выявления уровня знаний детей группы, и каждого ребенка в отдельности, особенно тех детей, которые мало проявляют себя на занятиях. Целесообразно иметь перечень вопросов по разным темам в соответствии с программой, на разные периоды учебного года (начало, середина, конец).
Полезно внести их в картотеку, тогда ими можно пользоваться более динамично. Беседы проводятся старшим воспитателем в группе в присутствии воспитателя, ответы фиксируются в блок-схеме, причем при наличии картотеки их можно не записывать, указав только номер карточки и вопроса.
5. Анализ детских работ
Для создания полной картины реализации программы по изобразительной деятельности анализ детских работ целесообразно проводить не реже одного раза в квартал, а также при просмотре занятия по изобразительной деятельности, тематической и фронтальной проверках.
Прежде всего, необходимо уточнить, какими навыками и приемами работы должны владеть дети на данный отрезок времени. Соотнести с программным содержанием конкретного занятия, а затем, проанализировав все работы. Отметить, сколько детей выполнили и сколько не выполнили программное содержание по каждому пункту, сколько детей выполнили его полностью с позиции изобразительных и технических задач – изображение цвета, формы, величины, строения предмета, передача композиции, движения, соотношение по величине, колорит и т.д.
Таковы основные методы контроля, применяемые при проведении тематических проверок и как самостоятельные методы в процессе изучения состояния работы в группах.
С целью развития творческого потенциала педагогов дошкольного учреждения целесообразно привлекать их к участию в тематических проверках в качестве экспертов, поручая осуществить отдельные методы контроля, – например, анализ или самоанализ планов воспитательно-образовательной работы с детьми по данной проблеме, анализ взаимодействия в работе воспитателя и педагога-предметника. Очень важно дать возможность педагогу самостоятельно сделать вывод об уровне работы, для чего предоставить ему необходимые вопросники для анализа, диагностические карты и т.п. К участию в проверке привлекается медицинский персонал, а также родительская общественность, для которых также необходимо подготовить соответствующий пакет материалов и провести инструктаж.
Результаты тематического контроля удобно фиксировать в блок-схемах, предлагаемых в приложениях. Общие итоги тематической проверки могут быть оформлены в виде справки, обсуждаемой впоследствии на педсовете. Заведующая или старший воспитатель могут выступить на педсовете непосредственно по полученным в ходе проверки результатам, зафиксированным в блок-схемах или в общем блоке.
В любом случае основные вопросы выступления должны быть занесены в протокол педсовета. Основным содержанием справки или выступления на педсовете по итогам тематической проверки должно стать состояние работы по проблеме, сформулированной в цели тематической проверки, и помимо успехов в реализации проблемы отражать недостатки и давать анализ их причин.
На основании выявленных в ходе проверки причин недостатков педсоветом принимаются конкретные решения, направленные на их устранение. Практика работы показала, что основных причин недостатков в реализации программы может быть пять. В зависимости от этого и формулируются решения педсовета.
· если причиной недостатков являются отсутствие необходимых условий, в решение педсовета вносится пункт об их создании;
· при слабом владении педагогами методикой работы по проблеме необходимо предусмотреть систему оказания помощи педагогам по овладению этой методикой;
· недостаток знаний о современных подходах к решению проблемы, новых приемах и педагогических технологиях, возможно, компенсировать через соответствующие семинары, открытые просмотры и другие формы оказания помощи;
· при отсутствии системы работы в решении педсовета необходимо предусмотреть мероприятия по овладению педагогами этой системой через проведение семинаров, составление перспективных планов работы по теме и т.д.;
· если педагоги недобросовестно относятся к своим обязанностям (знают методику, умеют осуществлять педагогический процесс, но не делают этого) в решение педсовета целесообразно включить пункт о проведении повторного контроля. Кроме этого руководитель вправе принять и другие управленческие решения.
ПРАВИЛА ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ (СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ)
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОНТРОЛЯ
1. Контроль не должен ограничиваться инцидентом.
Нельзя ставить целью контроля сбор негативной информации. Если контроль проводится постоянно и планово, то он воспринимается как нора. Если вскрылись недостатки в работе нужно побеседовать с работником, постараться вместе выявить причины ошибок, напомнить о правильных действиях, организовать систему методической помощи.
2. Тотальный контроль порождает небрежность.
При тотальном контроле сотрудники снимают с себя ответственность за качество выполненной работы. Тотальный контроль не учитывает индивидуальные особенности конкретного человека.
3. Скрытый контроль вызывает только досаду.
По своей сути он аморален. Нельзя контролировать то, на что раньше никогда не указывалось. Скрытый контроль – это всегда субъективная интерпретация того, что наблюдалось.
4. Не следует контролировать только свой «любимый» участок, группу, объект.
Если сосредоточится на «любимом» объекте, то другие лены коллектива не подпадают в поле зрения проверяющего.
5. Следует помнить, что контроль не проформа.
Кто не контролирует, тот не интересуется достижениями своих сотрудников. Многие руководители избегают контролировать тот или иной вопрос, так как не уверены в своих знаниях, в умении грамотно провести педагогический анализ. Низкая компетентность и ложный страх испортить отношения с подчинёнными – плохой спутник руководителя.
6. Не следует контролировать из-за недоверия.
Подозрительность руководителя свидетельствует о его неуверенности в себе. Делегирование полномочий предполагает и доверие к подчинённым. А систематическое обучение правильному выполнению функциональных обязанностей снимает излишнюю опёку и выводит подчинённых на самоконтроль.
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
Метод контроля – это способ практического осуществления контроля для достижения поставленной цели.
Наиболее эффективными методами контроля для изучения состояния образовательной деятельности являются:
- наблюдение (внимательно следя за чем-либо, изучать, исследовать)
- анализ (выявление причин, определение тенденций развития)
- беседа (деловой разговор на какую-либо тему, обмен мнениями)
- изучение документации (тщательное обследование с целью ознакомления, выяснения чего-либо)
- анкетирование (способ исследования путём опроса)
- проверка ЗУН воспитанников (для выявления степени обучености)
ТЕХНОЛОГИЯ КОНТРОЛЯ
1. Определить и сформулировать тему контроля.
2. Определить и сформулировать основные цели и задачи контроля.
3. Определить объект и субъект контроля.
4. Определить приказом проверяющего или группу проверяющих.
5. Составить программу контроля и ознакомить с ней проверяемых.
6. Проконтролировать проверяемого по составленной программе.
7. Зарегистрировать все результаты контроля.
8. Результаты контроля проанализировать и довести до сведения педагогических работников.
9. При необходимости провести повторный контроль.
Объект контроля.
Учебно-воспитательный процесс, документация педагога, родительские собрания, методические объединения, индивидуальные занятия.
Объекты внутрисадовского управления и контроля.
1. Образовательный процесс
- выполнение образовательной программы
- степень личностно – ориентированного взаимодействия
- уровень знаний, умений, навыков детей
- продуктивность деятельности педагога
- организация индивидуальной работы
- степень участия родителей в образовательном процессе
- здоровье и физическая подготовка (через создание гигиенических условий)
- степень активности и самостоятельности детей
- развитие коммуникативных качеств
2. Методическая работа.
- диагностическая основа (все мероприятия должны быть обусловлены конкретными основами, что хорошо получается, чем поделюсь, в чём испытываю затруднения)
- планирование – нужно посмотреть формы, как распределяется участие педагогов
- работа над передовым педагогическим опытом
- повышение квалификации (самообразование и др.)
- методический уровень каждого педагога.
3. Инновационная деятельность.
- соответствие этой деятельности концепции развития ДОУ
- степень научной обоснованности (взаимодействие с наукой с институтами);
- результативность нововведения (должны быть определены результаты);
- спланировать (поэтапное планирование).
4. Психологическое состояние коллектива.
- степень психологического комфорта педагога;
- степень психологического комфорта детей
- психологическая подготовленность коллектива к введению инновации
- Лозунг «Руководитель дойди до нужного, а нужный дойдёт до каждого».
5. Условия реализации образовательного процесса.
- охрана труда;
- санитарно-гигиеническое состояние;
- обеспеченность учебно-методической литературой;
- обеспеченность дидактическими пособиями;
- обеспеченность ТСО.
Субъект контроля
Воспитатель, руководитель кружка, специалисты в ДОУ, возрастная группа.
ЭТИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ:
Проводя контроль, руководитель должен всегда понимать, что он не только выявляет проблемы и недостатки, или положительные аспекты, но, прежде всего он должен выяснить причины, породившие эти недостатки и наметить пути их устранения, увидеть способы решения выявленной проблемы.
Контроль не должен проводиться ради контроля. Жесткий административный контроль может оскорбить, унизить, подломить творчески работающую личность.
Правила этики поведения инспектирующего:
- честность, ясность, последовательность и объективность при анализе и изложении суждений, мнений по итогам оценки результатов деятельности;
- стремление к точности и уважение к очевидности;
- достоверность изложенных фактов;
- вежливость, открытость и непредвзятость при обсуждении вопросов с участниками образовательного процесса;
- уважительное отношение к предложениям руководителей органов управления образованием и образовательных учреждением по объектам и срокам работы;
- понимание особенностей образовательного учреждения и органа управления образование, а так же уважение интересов, общественного авторитета и положения отдельных лиц и групп;
- оценка результатов деятельности осуществляется по набору показателей с учётом приоритетных направлений и соотнесения их с государственной политикой в области образования;
- признание того, что интересы и благополучие обучающихся и воспитанников является важнейшим приоритетом образовательной политики государства;
- уважительное отношение и уверенность в порядочности и честности руководителей, профессорско-преподавательских кадров, воспитателей, обучающихся, родителей и представителей органов управления;
- понимание того, насколько серьёзно изложенное суждение инспектирующего воздействует на всех, кого оно касается;
- действия инспектирующего определяются должностной инструкцией, включающей его права и обязанности, в рамках баланса полномочий и ответственности с указанием на конкретную проверку.
По мнению многих авторов (А.К.Бондаренко, Л.В.Поздняк, В.И.Шкатулла А.И.Васильева и др.), три самые распространенные формы контроля – оперативный, тематический, итоговый.
Оперативный контроль устраняет незначительные сбои в работе, регулирует деятельность некоторых педагогов или всего коллектива с помощью рекомендаций, советов. В оперативном контроле выделяют предупредительный, сравнительный, экспресс-диагностику и др. Оперативный контроль предусматривает быстрое реагирование, немедленное исправление отдельных незначительных недостатков.
Главным предметом тематического контроля является система педагогической работы с детьми по одному из разделов программы. После тщательного, заранее спланированного изучения положения дел в конкретном направлении работы с детьми обязательно проводится анализ тематического контроля. Он позволяет установить причины сложившегося положения дел. По итогам тематического контроля и всестороннего анализа его результатов принимается конкретный план действий по устранению недостатков и коррекции воспитательно-образовательного процесса.
Немаловажное значение имеет итоговый контроль, который руководитель осуществляет после завершения отчётного периода (полугодие, год).Итоговый контроль направлен на изучение всего комплекса факторов, влияющих на конечные результаты работы коллектива дошкольного учреждения.
Контроль профессиональной деятельности педагогов
Нет никакого сомнения в том, что существует связь между профессиональной компетентностью педагога и уровнем усвоения программного материала; более того, это, от части, самый легкий, упрощенный и одновременно опасный способ определения соответствия преподавателя занимаемой должности. Необходимо учитывать, что педагоги и ДОУ являются всего лишь элементом образовательной системы, и, вполне возможно не самым влиятельным среди множества других, от которых зависит степень усвоения детьми образовательной программы. Поэтому при понимании необходимости оценки деятельности педагога для контроля его профессиональных качеств важно помнить, что этот элемент оказывает меньшее влияние на образовательные достижения, чем семейное окружение или индивидуальные особенности воспитанника (задатки, мотивация и пр.)
Перечень вопросов оперативного контроля
1.Контроль качества оформления документации
2.Контроль организации работы по ПДД.
3.Контроль организации работы по ОБЖ
4. Контроль организации двигательной активности детей
5.Контроль праздника (досуга, развлечения)
6.Контроль организации, проведения, эффективности
утренней гимнастики и гимнастики пробуждения.
7.Контроль физкультурного занятия
8.Контроль организации и проведения прогулки
9. Проверка плана воспитательно- образовательной деятельности в группах
10.Анализ плана работы музыкального руководителя
11. Анализ предметно –развивающей среды в группах
по конструктивной деятельности.
12. Контроль организации питания детей.
13. Анализ организации экспериментальной деятельности
14. Контроль игровой деятельности детей.
15. Контроль организации режима дня.
16. Контроль организации кружковой работы.
17. Контроль организации наблюдений в природе.
18. Контроль организации и проведения сна.
19. Анализ профессионального мастерства педагогов
20. Контроль подготовки воспитателя к НОД.
21.Анализ самообразования педагогов
22.Анализ непосредственно образовательной деятельности
Вопросы на контроле. | Группа, месяц | ||
| Младшая | Средняя | Подготовительная |
План и результаты оперативного контроля по месяцам.
Оценка: О – отлично
Х – хорошо
У – удовлетворительно
П – плохо
Основные формы и методы проверки
1. Просмотр документации
2. Анализ документации, её соответствие ФГОС.
3. Беседа с воспитателем.
4. Просмотр групповых помещений
5. Анализ календарного плана воспитателей.
6. Анализ детских рисунков.
7. Посещение занятий и других форм работы с детьми
8. Беседа с воспитанниками
Условные обозначения:
– да (высокий)
– частично (средний)
– нет (низкий)
БЗ – без замечаний
С-ПК – собеседование, повторный контроль
Используемая литература:
· О.А.Скоролупова «Контроль воспитательно-образовательного процесса в ДОУ» – М: «Издательство Скрипоторий 2003», 2009. – 160 с.
· Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001
· Белая К.Ю. Ежедневник старшего воспитателя детского сада. _ М: – .: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2000
· Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: Методические рекомендации. М.: Новая школа. 1997.
· Поздняк Л.В.. Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. – М.: Академия, 1999.
Циклограмма оперативного контроля на 2018 – 2019 учебный год
МАДОУ детский сад комбинированного вида №43
Вопросы контроля | Месяцы | |||||||||
IX | X | XI | XII | I | II | III | IV | V | VI-VIII | |
Санитарное состояние | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Охрана жизни и здоровья | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Контроль качества оформления документации |
| + |
|
|
| + |
|
|
|
|
Контроль организации работы по ПДД | + |
|
|
|
|
| + |
|
| + |
Контроль организации работы по ОБЖ | + |
|
|
|
| + |
|
|
| + |
Контроль праздника (досуга, развлечения) |
|
|
| + |
|
| + |
|
| + |
Контроль организации, проведения, эффективности утренней гимнастики и гимнастики пробуждения. |
| + |
| + |
| + |
| + |
|
|
Контроль физкультурного занятия | + |
| + |
|
|
|
| + |
|
|
Контроль организации и проведения прогулки |
| + |
| + |
|
| + |
|
| + |
Проверка плана воспитательно- образовательной деятельности в группах | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Анализ плана работы музыкального руководителя | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Анализ предметно –развивающей среды в группах по конструктивной деятельности |
|
| + |
|
|
|
| + |
|
|
Контроль организации питания детей |
| + |
|
| + |
|
| + |
|
|
Анализ организации экспериментальной деятельности | + |
|
|
|
|
| + |
|
| + |
Анализ игровой деятельности детей |
|
| + |
|
| + |
|
|
| + |
Контроль организации режима дня. |
| + |
|
|
| + |
|
|
| + |
Контроль организации наблюдений в природе. | + |
|
| + |
|
| + |
|
| + |
Контроль организации и проведения сна. |
| + |
|
|
|
|
| + |
|
|
Анализ профессионального мастерства педагогов |
|
| + |
|
|
|
| + |
|
|
Контроль подготовки воспитателя к ООД. |
| + |
|
|
| + |
|
|
|
|
Анализ самообразования педагогов |
|
|
| + |
|
|
|
| + |
|
Анализ организованной образовательной деятельности |
|
| + |
|
| + |
| + |
|
|
Проведение родительских собраний | + |
|
|
|
|
|
|
| + |
|
Использование ИКТ |
|
|
| + |
|
| + |
|
|
|
1. Карта контроля качества оформления документации
Цели – контроль за качеством оформления документации воспитателей; определение уровня готовности воспитателей к новому учебному году.
Проверку проводила старший воспитатель _______________________________________________
Вопросы на контроле | Группа: _______________________________ Воспитатели:
| ||
Месяц | |||
|
|
| |
1.Своевременность и качество написания рабочей программы |
|
|
|
1.1.Наличие календарно-тематическое планирование |
|
|
|
1.2 Наличие плана культурно-досуговой деятельности |
|
|
|
1.3 Наличие проектной деятельности |
|
|
|
1.4.Наличие дополнительного образования (Кружок) |
|
|
|
2. Самообразование |
|
|
|
3. Своевременность и качество написания календарного плана |
|
|
|
4.Наличие тетради «Сведения о родителях» и качество её оформления: |
|
|
|
|
|
| |
5.Табель посещаемости: |
|
|
|
6.Оформление листа здоровья, паспортов |
|
|
|
7.Эстетика оформления документации |
|
|
|
Выводы: Наличествует ли необходимая документация у воспитателей? Эффективно ли её использование в образовательном процессе? Были ли затруднения и проблемы в её написании, какие? Какие найдены пути решения проблем?
__________________________________________________________________
С-ПК – собеседование, повторный контроль
2.Карта контроля организации работы по ПДД.
Цели – контроль за воспитательно-образовательным процессом; определение уровня сформированности знаний безопасности у детей; анализ эффективности использованных методов и приемов работы с детьми
Вопросы на контроле | Группа: ________________________________ Воспитатели: | |||
Месяц | ||||
|
|
| ||
Условия, созданные для формирования знаний по ПДД | ||||
Наличие в группе информационных материалов по ПДД |
|
|
|
|
Соответствие содержания информации по ПДД возрасту и уровню развития детей; |
|
|
|
|
Оформление и хранение детских работ, посвященных ПДД |
|
|
|
|
Планирование | ||||
Различные формы организации формирования знаний ПДД |
|
|
|
|
Нетрадиционные формы работ: организация праздников, развлечений, конкурсов детского рисунка; |
|
|
|
|
Индивидуальная работа с детьми, учет их склонностей и интересов; |
|
|
|
|
Использование специальной литературы. |
|
|
|
|
Разнообразие видов НОД | ||||
Беседы |
|
|
|
|
Тематические НОД |
|
|
|
|
Целевые прогулки |
|
|
|
|
Сюжетно-ролевые игры |
|
|
|
|
Дидактические игры |
|
|
|
|
Подвижные игры |
|
|
|
|
Знакомство с художественной литературой |
|
|
|
|
Досуг, развлечения |
|
|
|
|
Знание воспитателем инновационных программ, применение их на практике |
|
|
|
|
Взаимосвязь работы воспитателя с родителями |
|
|
|
|
Проверку проводила старший воспитатель _______________________________________________
Вывод. Сформированы ли знания по ПДД у детей в каждой возрастной группе (Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, Формирование основ безопасности окружающего мира природы)? Реализуются ли задачи по формированию ПДД на занятиях, вне занятий, в свободной деятельности? Какова эффективность используемых форм работы с детьми?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ – присутствует частично присутствует – отсутствует С-ПК – собеседование, повторный контроль
3.Карта контроля организации работы по ОБЖ
Цели – контроль за воспитательно-образовательным процессом; определение уровня сформированности знаний безопасности у детей; анализ эффективности использованных методов и приемов работы с детьми.
Вопросы на контроле. | Группа: ___________________ Воспитатели: | ||||||
Месяц | |||||||
|
|
|
| ||||
Знания детей | |||||||
Формирование представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них |
|
|
| ||||
Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы проведения |
|
|
| ||||
Знание элементарных правил безопасного дорожного движения |
|
|
| ||||
Формирование элементарных представлений о правильных способах взаимодействия с растениями и животными. |
|
|
| ||||
Условия, созданные для формирования знаний по ОБЖ | |||||||
Наличие в группе информационных материалов по ОБЖ |
|
|
|
| |||
Соответствие содержания информации по безопасности возрасту и уровню развития детей; |
|
|
|
| |||
Оформление и хранение детских работ, посвященных безопасному поведению. |
|
|
|
| |||
Планирование | |||||||
Различные формы организации формирования знаний безопасности (игры, занятия ) |
|
|
|
| |||
Нетрадиционные формы работ: организация праздников, развлечений, конкурсов детского рисунка; |
|
|
|
| |||
Индивидуальная работа с детьми, учет их склонностей и интересов; |
|
|
|
| |||
Использование специальной литературы. |
|
|
|
| |||
Разнообразие видов НОД | |||||||
Беседы |
|
|
|
| |||
Тематические НОД |
|
|
|
| |||
Целевые прогулки |
|
|
|
| |||
Сюжетно-ролевые игры |
|
|
|
| |||
Дидактические игры |
|
|
|
| |||
Подвижные игры |
|
|
|
| |||
Знакомство с художественной литературой, посвященной ОБЖ |
|
|
|
| |||
Досуг, развлечения |
|
|
|
| |||
Знание воспитателем инновационных программ, применение их на практике |
|
|
|
| |||
Проверку проводила старший воспитатель _______________________________________________
Вывод. Сформированы ли знания по ОБЖ у детей в каждой возрастной группе (Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, Формирование основ безопасности окружающего мира природы)? Реализуются ли задачи по формированию ОБЖ на занятиях, вне занятий, в свободной деятельности? Какова эффективность используемых форм работы с детьми? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
– присутствует частично присутствует – отсутствует С-ПК – собеседование, повторный контроль
4. Карта контроля организации двигательной активности детей
Цели проверки – контроль за воспитательно-образовательным процессом; анализ системы работы по обеспечению двигательной активности детей
Проверку проводила старший воспитатель: ________________________________________________
Вопросы на контроле | Группа_____________________________ Воспитатели: | |||||
| ||||||
Дата проверки, кол-во детей | ||||||
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
1.Физкультурно-оздоровительной работы в течение дня |
|
|
|
|
|
|
1.1 Планирование |
|
|
|
|
|
|
1.2 Организация и проведение |
|
|
|
|
|
|
1.3.Условия для самостоятельной двигательной деятельности детей: |
|
|
|
|
|
|
1.4 Картотечное сопровождение |
|
|
|
|
|
|
2.Контроль за нагрузкой, связанной с двигательной деятельностью детей. |
|
|
|
|
|
|
3.Организация двигательной деятельности на прогулке. |
|
|
|
|
|
|
3.1 Организация и проведение подвижных игр |
|
|
|
|
|
|
3.2. В самостоятельной деятельности |
|
|
|
|
|
|
3.3 Организация спортивных соревнований, развлечений. |
|
|
|
|
|
|
4.Соответствие задач двигательной активности уровню развития двигательных умений и навыков детей. |
|
|
|
|
|
|
5.Учет интересов детей и склонностей к различным видам двигательной деятельности. |
|
|
|
|
|
|
6.Работа с семьей: |
|
|
|
|
|
|
1.Наличие физкультурного уголка |
|
|
|
|
|
|
1.2 Оптимальность размещения |
|
|
|
|
|
|
1.3 Эстетичность и современность оформления |
|
|
|
|
|
|
1.4 Соблюдение санитарных требований и требований безопасности |
|
|
|
|
|
|
1.5 Разнообразие содержания |
|
|
|
|
|
|
1.6 Соответствие возрасту и особенностям детей |
|
|
|
|
|
|
1.7 Доступность пособия для детей |
|
|
|
|
|
|
1.8 Атрибуты для игр с прыжками (скакалки, колечки, плоские круги для перепрыгивания и т.п.) |
|
|
|
|
|
|
1.9 С бросанием, ловлей и метанием (кегли, кольцеброс, мячи, мешочки с песком) |
|
|
|
|
|
|
1.10 Маски |
|
|
|
|
|
|
2. Наличие спортивных игр (городки, теннис, бадминтон, баскетбол и т.п.) |
|
|
|
|
|
|
3. Наличие в группе условий для проведения закаливания и профилактика плоскостопия |
|
|
|
|
|
|
4.Нестандартное оборудование, изготовленное воспитателем |
|
|
|
|
|
|
5.Наличие выносного материала для проведения подвижных игр на прогулке |
|
|
|
|
|
|
Вывод:_____________________________________________________________________________________
5.Карта контроля праздника (досуга, развлечения)
| Вопросы на контроле | Группа: ______________________ Воспитатели:
| |||
Дата проведения, кол-во детей. | |||||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
Деятельность детей. | Непринуждённость, естественность, заинтересованность, радость, интерес, увлечённость |
|
|
|
|
Самочувствие, настроение, отсутствие перегрузок |
|
|
|
| |
Проявление инициативы и творчества детей |
|
|
|
| |
Участие всех детей с учетом их индивидуальных склонностей, интересов |
|
|
|
| |
Качество художественно-речевой, театральной деятельности детей |
|
|
|
| |
Деятельность воспитателя | Смена деятельности. |
|
|
|
|
Роль ведущего: -знание детей, умение их организовать, заинтересовать, активизировать их внимание; -эмоциональный тон ведущего; -культура речи; -знание всего материала. |
|
|
|
| |
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
Выступления взрослых на празднике (эмоции, исполнение) |
|
|
|
| |
Соответствие развлечения (досуга) теме, сезону, условиям проведения |
|
|
|
| |
Эффективность оформления (декорации, атрибуты, музыкальное сопровождение) |
|
|
|
| |
Соответствие продолжительности в зависимости от возраста детей |
|
|
|
| |
Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя, стиль общения |
|
|
|
| |
Создание условий для проведения праздника | Наличие сценария |
|
|
|
|
Эстетичность и педагогическая целесообразность в оформлении зала |
|
|
|
| |
Своевременная подготовка атрибутов, игрушек, декораций, ТСО |
|
|
|
| |
Предшествующая работа с детьми в день праздника |
|
|
|
| |
Время проведения праздника |
|
|
|
| |
Эстетика внешнего вида детей и взрослых |
|
|
|
| |
Размещение родителей и гостей |
|
|
|
| |
Структура (концерт, занятие (какое?), утренник, развлечение) |
|
|
|
| |
Качество используемого материала: доступность, объём и т.д. |
|
|
|
| |
Познавательная и воспитательная значимость |
|
|
|
| |
Занимательность, игровые ситуации, сюрпризные моменты |
|
|
|
|
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
– высокий ур. – средний ур. – низкий ур. С-ПК – собеседование, повторный контроль
6.Карта контроля организации, проведения, эффективности
утренней гимнастики и гимнастики пробуждения.
Цель посещения: контроль за проведением утренней гимнастики, использование игровых приемов
Группа: _______________________________ Воспитатель:__________________________
Место проведения: _______________ Проверку проводила старший воспитатель _________________
Вопросы на контроле
| Дата проведения / количество детей | |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Утренняя гимнастика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Создание условий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Соблюдается ли длительность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Используются ли пособия и оборудование |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Соблюдается ли температурный режим |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Соблюдаются ли требования к одежде, обуви детей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Было ли предварительное проветривание и влажная уборка помещения? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Одежда, обувь воспитателя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подготовка воспитателя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наличие плана |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Прослеживается ли правильность показа упражнений? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Соблюдается ли дозировка упражнений (количество)? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продуманность и четкость указаний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продуманность времени раздачи пособий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Построение гимнастики |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приемы сбора и организации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Соответствует ли подбор упражнений данной возрастной группе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Соответствует ли количество упражнений возрасту детей? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Соблюдается ли последовательность смены видов движения? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Соблюдается ли темп выполнения упражнений? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приемы проведения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
показ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
объяснение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
указания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
повторение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
игровые приемы-подражания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
имитация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
использование художественного слова, музыки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Контроль за качеством выполнения упражнений |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Соответствие физической нагрузки возрасту детей данной группы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Эмоциональная нагрузка, поведение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Интерес детей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Хорошее настроение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дисциплина, внимание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проводится ли упражнение на дыхание? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уровень проведения утренней гимнастики (в, ср., низ.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Гимнастика пробуждения. | ||||||||||
Методическое обеспечение процесса |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уровень овладения методикой педагогом |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Эффективность гимнастики пробуждения в постели |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Организация закаливающих процедур |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Качество выполнения упражнений детьми |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уровень общения, эмоциональный фон |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выводы: достигнута ли основная цель гимнастики: закаливание, закрепление двигательных навыков, создание бодрого жизнерадостного настроения.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Условные обозначения:
– да
– частично
– нет
С-ПК – собеседование, повторный контроль
- Карта контроля физкультурного занятия
Цель посещения: контроль за проведением физкультурного занятия, использование игровых приемов
Группа: _______________________________ Воспитатель:__________________________
Дата_____________Место проведения: ___________________ количество детей: ____________
Вводная часть:
1.Разминка:
Подготовка организма к нагрузке: вызвать интерес к занятию, целесообразность движений, их разнообразие по построению, направлению, темпу, способу выполнения, нагрузки.
Продолжительность (мин)________
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основная часть:
2.Общеразвивающие упражнения:
Используемый материал:__________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
Ритмическое сопровождение: счет, бубен, грамзапись, музыкальное сопровождение. Показ: воспитателем, ребенком, смешанный. Равномерность распределения физической нагрузки на все группы мышц. Использование разных исходных положений. Контроль за дыханием. Динамичность. Темп. Нагрузка.
Продолжительность (мин)________
Вывод __________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Основные движения.
Создать условия для многократного творческого повторения движений. Используемые методы обучения. Оценка. Четкое, краткое обращение к детям. Эмоциональное состояние.
Продолжительность (мин)________
Вывод:__________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
5. Подвижная игра:
Объяснение игры (с учетом возраста, новизны, правил). Использование всей площадки. Выполнение правил. Регуляция нагрузки.
Продолжительность (мин)________
Вывод:__________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключительная часть:
Восстанавливающая: не допускать резкой остановки после бега и других нагрузочных упражнений. Восстановить дыхание, начинать с ускоренной ходьбы с постепенным замедлением темпа. Дыхательные упражнения. Игра малой подвижности.
Продолжительность (мин)________
Вывод:_________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общие выводы: _____________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
8.Карта контроля организации и проведения прогулки
Группа_______________Воспитатель:__________________________________
Вопросы на контроле | Дата проведения, количество детей | ||||||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
Планирование | Подвижные игры |
|
|
|
|
|
|
Дидактические игры |
|
|
|
|
|
| |
Сюжетно-ролевые игры |
|
|
|
|
|
| |
Наблюдение за природой и состоянием погоды |
|
|
|
|
|
| |
Проведение прогулки | Трудовая деятельность |
|
|
|
|
|
|
Подготовка участка к прогулке |
|
|
|
|
|
| |
Порядок одевания детей. Сформированность навыков самообслуживания. |
|
|
|
|
|
| |
Выносной материал |
|
|
|
|
|
| |
Соответствие одежды сезону, погоде |
|
|
|
|
|
| |
Время прогулки |
|
|
|
|
|
| |
Самостоятельная деятельность детей |
|
|
|
|
|
| |
Подвижные игры |
|
|
|
|
|
| |
Дидактические игры |
|
|
|
|
|
| |
Сюжетно-ролевые игры |
|
|
|
|
|
| |
Организация трудовой деятельности детей |
|
|
|
|
|
| |
Наблюдение за природой и состоянием погоды |
|
|
|
|
|
| |
Индивидуальная работа с детьми |
|
|
|
|
|
| |
Процедура раздевания. Порядок в шкафчиках и раздевалке. |
|
|
|
|
|
| |
Гигиенические процедуры после сна. |
|
|
|
|
|
|
Проверку проводила старший воспитатель______________________________
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
– присутствует
– частично присутствует
– отсутствует
С-ПК – собеседование, повторный контроль
9. Карта проверки плана воспитательно- образовательной деятельности в группах
Группа_________________________
Воспитатели:___________________________________________________
Проверку проводила старший воспитатель______________________________
Вопросы на контроле
| Дата проведения | ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Общие вопросы | Эстетика оформления |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общие вопросы (режим, сетка НОД, сведения о детях) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Комплексы гимнастики (на 2 недели) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Планирование НОД | Цель, задачи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Методы активизации детей к занятию, на занятии: мотивация заинтересованности к занятию, игровые ситуации, игрушки, картинки, иллюстрации (ранний возраст) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Материалы и оборудование |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| Физкультурно-оздоровительная работа: – система закаливаний (по времени года) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Планирование вне занятий | – утренняя гимнастика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
– подвижные игры и упражнения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|