Надежда Савенкова. Сайт старшего воспитателя

Как изготовить бумагу из макулатуры. Исследовательская работа.

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

Детский сад №1 комбинированного вида

Исследовательская работа — эксперимент

«Как изготовить бумагу из макулатуры»

Педагог: Савенкова Н.А.,

 Коростелина М.Ю.

 

 

Введение.

         Мы все в той или иной степени каждый день сталкиваемся с бумагой и изделиями из неё. Бумага сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Она напоминает о себе всякий раз, когда обращаешься к документам — паспорту, диплому, справке и т.д., когда берёшь в руки книгу, извлекаешь из почтового ящика газету или журнал. С бумагой связаны многие наши действия.  Она нужна и для делового письма, и для творческой работы, и для бытовых надобностей.

         Но что мы знаем о бумаге?  Бумага приходит к нам во всём разнообразии видов и форм, во множестве изделии. Чертёж и график, каталог и карта, справка и товарная упаковка – всё это и многое другое сделано из бумаги. Бумага дает нам широкие возможности для творчества: ее можно складывать, резать, клеить. На ней можно рисовать и печатать.

         Актуальность выбранной темы: с каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают — уменьшаются.  Поэтому использование вторичного сырья для получения бумаги – одно из важнейших решений данной проблемы.

         У нас дома скапливается много различных бумажных отходов.  Было решено попробовать  в домашних условиях использовать эти отходы для вторичного получения бумаги.

         Мы выдвинули следующую гипотезу: возможно ли использование макулатуры для получения бумаги в домашних условиях. 

         Цель исследования: изучение способов получения бумаги в домашних условиях из разных видов бумажных отходов.

         Задачи исследования:

  1. изучить историю возникновения бумаги;
  2. познакомиться с историей возникновения бумаги;
  3. опробовать некоторые способы получения бумаги в условиях группы детского сада, показать применение полученной бумаги;

         Объектом исследования: является ненужная бумага (макулатура).

         Предмет исследования: возможность вторичного использования бумаги.

         Нами были использованы следующие методы:

       — метод анализа литературы по теме работы;

       —  метод эксперимента;

         Значимость и прикладная ценность работы состоит в том, чтобы научить дошкольников бережно относиться к природным ресурсам, привить им навыки ручного труда,  расширить знания об  истории  возникновения бумаги.

 

  1. Теоретическая часть.

1.1.  Краткая история развития бумаги.

           До 3 века до н.э. в Китае писали на бамбуковых планках, связанных веревками наподобие жалюзи и свернутых в рулон.. Потом в качестве писчего материала начали использовать легкий шелк. Только шелк был слишком дорог, чтобы полностью заменить громоздкие бамбуковые планки.

К 4 веку бумага в Китае стала главным материалом для письма. Техника бумагоделания была перенесена из Китая в соседнюю Корею, затем – во Вьетнам, Японию и Индию. В конце 12 века крестоносцы принесли секрет ее изготовления в Германию, откуда она разошлась по всей Европе.

Со временем были открыты всевозможные методы и созданы разные машины для выпуска бумаги. Одним из самых важных стал станок, позволяющий делать длинные и очень тонкие листы бумаги. Его изобрели во Франции в 1798 году.

          С 10 века в Китае стали изготавливать писчую бумагу из бамбука. Рисовую или пшеничную солому использовали в производстве бумаги для бытовых нужд. Появились и изысканные сорта бумаги – например, ароматная бумага из сандаловой коры. Поскольку китайская бумага хорошо впитывала тушь, она была, идеальным материалом для мастеров каллиграфии и живописи.

                    Уже в 8 веке китайцы пользовались туалетной бумагой и очень удивлялись, что с ней незнакомы жители других стран. Одновременно с изобретением туалетной бумаги китайцы изобрели бумажные деньги.

Кто изобрел бумагу?

         Человек изобрел материал для письма задолго до того, как появилась бумага. Древние египтяне около 4000 лет назад брали стебли папируса, снимали кожицу и распрямляли ее. Потом полоски папируса клали крест-

накрест и спрессовывали так, чтобы они склеивались. Высушенный лист папируса представлял собой хороший материал для письма.

Китайцы научились толочь кору в воде, чтобы отделить волокна, потом они выливали эту смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность. Для этой цели использовали бамбук и старые тряпки. Позднее кто-то догадался, как улучшить качество бумаги, добавив в нее крахмал.

  1. Практическая часть.

2.1. Получение бумаги из макулатуры.

 

  Что нам потребовалось?

Старые газеты.

Ткань, впитывающая влагу.

Вода для замачивания.

Большая  миска.

Деревянная ложка.

Гуашевые краски.

Крахмал.

Миксер.

Скалка.

Полиэтиленовый пакет.

Груз (например, тяжелые книги).

Ход работы:

 

  1. Рвём старые газеты на мелкие кусочки.
  2. Замачиваем старые газеты на ночь в миске.
  3. На следующий день сливаем воду. С помощью миксера превращаем размокшую бумагу в однородную массу. Добавляем 3 столовые ложки крахмала, все ещё раз перемешиваем. Миксер после этого тщательно промываем.
  4. Деревянной ложкой полученную однородную массу выкладываем на ткань, впитывающую влагу, тонким слоем. Накрываем полиэтиленовым пакетом и раскатываем скалкой. Накрываем вторым куском ткани.
  5. Затем накрываем массу полиэтиленовым пакетом и кладём сверху груз.
  6. Через несколько часов убираем груз, осторожно снимаем листы с ткани и кладём их на газеты для полной просушки.

 

Вывод.

  1. В результате проделанной работы мы изучили историю возникновения бумаги.
  2. Изучив различные источники, мы опробовали один из методов изготовления бумаги в домашних условиях.  Используя  старые газеты,  нам удалось получить картон, а при  помощи красителей мы смогли получить  картон разного цвета.

     Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу о возможности получения бумаги в домашних условиях.

     Полученную бумагу можно использовать для бытовых нужд, а также для детского творчества, что позволит сэкономить природные ресурсы нашей страны.

  1. Большинство ребят осознают необходимость личного вклада в дело сохранения лесных богатств  и готовы принимать активное участие в сборе и сдаче макулатуры.

     Учитывая, что использованная бумага может перерабатываться, сохраняя при этом некоторые  свойства,  мы предлагаем: шире  вести разъяснительную работу среди воспитанников по сбору и сдаче макулатуры  на темы:  «Отходы в доходы»,  «Книжке – ворую жизнь»; выставка работ «Бумаге вторая жизнь».

     Мы считаем, что использование вторичного бумажного сырья в масштабах целого государства и отдельных регионов позволяет сохранить лесные ресурсы.

     Надо помнить, что  лес — это сокровище, которое подарила нам мать- природа и что лес нужно беречь,  охранять и  всеми силами пытаться спасти.

Заключение

К макулатуре относятся бумага, картон и изделия из них, утратившие предназначенную ценность:

  • волокна из макулатуры пригодны для производства многих видов высококачественной бумаги и картона, в которые они могут входить в разной доле, вплоть до 100%;
  • использование макулатуры равно замене 1 тонны свежего волокна из древесины;
  • 1 тонна волокна из макулатуры, в сравнении со свежим волокном, позволяет экономить 3 — 4,5 плотных м3 древесины и 3,5 — 4, 5 тонн технологического пара;
  • для производства 1 тонны волокна из макулатуры требуется несоизмеримо меньше капитальных затрат в сравнении с организацией производства 1 тонны древесной массы или целлюлозы;

затраты на сбор макулатуры, первичную обработку и доставку на перерабатывающие предприятия несопоставимы с заготовкой и доставкой древесины;

сбор и переработка макулатуры в бумагу и картон — это важнейший фактор оздоровления экологии регионов.

 

Литература

  1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М., 1972г.
  2. Детская энциклопедия. №12-2007. Китай. Познавательный журнал для девочек и мальчиков.
  3. Ликум А. Все обо всем. Том 1. Энциклопедия для детей. Перевод с английского Кашинская Е.А., Кашинский Т.М., Саакян А.Е., Селезнев В.Н., Селезнева О.В., Шалаева Г.П. Филологическое общество «Слово», 1993.
  4. Алексин А. Г. Что такое. Кто такой. — М., Издательство педагогика, 1990. с.188-190
  5. Львов С. Книга о книге. – М.: Просвещение, 1980, с 15, с. 96
  6. Орлова Н. Д. Я познаю мир.- М.: Издательство АСТ, 2000. с. 97
  7. Сквернюков П.Ф. Слово о бумаге. — М.: Московский рабочий, 1980 г. с 9-13, с. 79 – 92, с 150 – 208.
  8. Источники интернет:

www.paperman.ru

http://www.7ya.ru