Участники: родители и дети старшей группы.
Задачи:
- Формирование экологического сознания детей через разные формы работ, в частности через игру.
- Приобщение родителей к проведению досуга вместе с детьми и подведение их к пониманию роли и ответственности родителей за воспитание в детях чуткого отношения к окружающему миру.
- Закрепление у детей знаний о культуре поведения в природе, о самой природе и о взаимосвязях в ней.
Ход игры:
Воспитатель: Добрый день! Здравствуйте, дорогие дети, родители и гости!
Мы с вами живем на прекрасной планете Земля. Большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями, меньшая часть твердой сушей. И на суше и в воде растет множество растений, живут разные животные. Каждому на Земле есть место, у каждого есть свой дом. Всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух. Наша планета сейчас в опасности: во многих местах вода, почва и воздух стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные часто болеют, чтобы спасти нашу Землю, надо с детства любить природу, изучать её. Правильно с ней обращаться. Появилась новая наука – экология, которая изучает, как растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей природе и как сами влияют на нее. Ведь человеку без природы никак: она его кормит, поит, одевает и еще:
1 ребенок:
Нас в любое время года
Учит мудрая Природа.
Птицы учат пению.
Паучок – терпению.
Пчелы в поле и саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде.
Все – по справедливости.
2 ребенок:
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Учит солнце доброте
И при всей огромности
Обучает скромности.
3 ребенок:
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ,
Учат крепкой дружбе.
(Автор: Владимир Орлов).
Воспитатель: сегодня мы с вами собрались, чтобы уточнить наши знания о природе, расширить их, закрепить. Обратите внимание на плакаты, посвященные охране нашей природы. Наша игра называется БРЕЙН-РИНГ, участвуют в ней 2 команды, и в первой и во второй команде дети и родители.
Правила игры: на некоторые вопросы нужно будет отвечать каждой команде по очереди, будут вопросы на которые нужно будет отвечать, той команде, которая первая прозвенит в колокольчик, также будут вопросы и для родителей и для капитанов. За игрой будет следить жюри, и оценивать вас и ваши ответы.
1 задание: Придумать название команды и выбрать капитана.
2 задание: Вопросы для команд.
1 команда 2 команда
Назвать части тела
Животного растения
Перечислить
Хвойные деревья лиственные деревья
Какие птицы
Улетают на юг остаются зимовать
Назвать
Домашних животных диких животных
3 задание: Вопросы для капитанов.
Почему животных называют дикими?
- Сами добывают корм
- Сами строят жилище
- Приспосабливаются к окружающей среде
- Спасаются от врагов
Почему животные называются домашними?
- Заботится человек
- Нет врагов
- Не заботятся о корме
- Живут в готовых жилищах.
4 задание: Прочитайте. Для этого нужно прочитать по строчкам: вначале буквы под высокими колышками, затем под низкими .
Кто быстрей:
Ответ. Воробей, снегирь, щегол, мы для вас накрыли стол.
5 задание: капитанам.
-Что за стол мы накрыли для птиц?
— Как мы должны заботиться о птицах
Ответы должны быть полными.
6 задание: чья команда быстрей
1 команда: Соедини вершки и корешки (овощи: морковь, редис, лук, репа, свекла)
2 команда: Найдите, где, чей хвост (животные: лиса, белка, заяц, волк, тигр)
Затем можно комплекты поменять.
Физкультминутка (участвуют все):
Хлопать в ладоши, если растения растут в наших краях, а если не растут – молчать.
«яблоня, груша, малина, апельсин, ель, баобаб, сосна, каштан, карликовая береза, осина, пихта, черешня, вишня, клен, кокосовое дерево, слива, дуб, кипарис, тополь, лимон, кофе»
7 задание для родителей.
1 команда. Чем отличается дерево от куста, что общее.
2 команда. Что общее и в чем различие между птицей и самолетом.
8 задание. Кто быстрее?
- Можно ли дельфина назвать рыбой, а пингвина птицей? (пингвин – птица, а дельфин млекопитающее животное)
- Есть ли зубы у комара? (да, 22)
- Что используют пчелы и осы, как закрепитель для строительства сот? (смолу)
- Назовите животных, которые так или иначе связаны с производством лекарств. (барсук – жир, пчелы – мед, прополис, медведь – жир, желчь, змея – яд, коза – молоко)
- Чем река отличается от озера?
- Чем пьет лягушка? (ногой)
- Где уши у кузнечика? (на ногах)
9 задание. Ребусы для родителей.
10 задание. «Почемучка».
- Почему Красную книгу называют красной? (красный цвет – опасности, предупреждения, как в светофоре)
- Какое звено в лесной пищевой цепочке главное? Почему? (растения, т.к. от них зависит жизнь всех лесных обитателей)
- Почему нашу планету называют «Синяя планета»? (т.к. ¾ земного шара занято водой)
- Почему нельзя истребить всех хищников? Есть ли от них польза? (они санитары леса)
- Почему белые медведи не живут в лесу? (они питаются рыбой)
- Почему снег бывает зимой, а не летом?
- Почему происходит смена времен года?
- Нужны ли в лесу несъедобные грибы? Кому? (ими лечатся звери)
11 задание. Кроссворд. Чья команда быстрее разгадает.
Кроссворд.
По горизонтали проверочное слово.
- Наши младшие братья, живущие в лесу? (ЗВЕРИ)
По вертикали.
- Обитатель леса шустрый своровал листок капустный.
У него дрожат реснички, нет ли где-нибудь лисички?(ЗАЯЦ)
- На овчарку он похож,
Что ни зуб — то острый нож,
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.(ВОЛК)
- Не мышь, не птица
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет.(БЕЛКА)
- Эта кошка не проста,
И почти что нет хвоста.
Может прыгнуть и загрызть!
На ушах с кистями.(РЫСЬ)
- За деревьями, кустами,
Промелькнуло будто пламя,
Промелькнуло, пробежало…
Нет ни дыма, ни пожара.(ЛИСА)
Физкультминутка. Изобразить животное в движении. (Медведи, зайцы, бабочки, лягушки)
12 задание. Назови лишнее.
1 команда 2 команда
Сорока, ворона, воробей, курица, Заяц, лось, кабан, овца, волк.
Синица.
13 задание. Угадай слово.
Нужно брать по одной первой букве от каждой картинки и составить слово.
14 задание. Командирам, кто быстрее и правильно соберет. «Что сначала, что потом»
1 команда 2 команда
Цветок в горшке Рост огурца
15 задание. Собери цветок и прочитай.
Каждый лепесток соответствует букве слова.
16 задание. Блиц. Ответы по колокольчику.
- Как называется наша планета?
- Какие планеты ты знаешь?
- Как называется наш город? Река?
- В какое время года появляются листья на деревьях?
- В каких трех состояниях бывает вода?
- Какие хищные птицы охотятся ночью?
- Растет ли дерево зимой? Почему?
- Какие полюсы есть на нашей планете?
- Какие материки ты знаешь?
- Чем ёж на медведя похож?
- Можно ли пить морскую воду? Почему?
- Может ли пень быть домом? Для кого?
- Какому животному не нужны глаза? Почему? (кроту)
17 задание. Командирам.
Назвать сходства и различия белого и бурого медведей.
(Оба млекопитающие, хищники, внешний вид; цвет шкуры, пища, место обитания, поведение зимой)
Музыкальная пауза. Участвуют все. «У медведя дом большой»
У медведя дом большой — делаем руками крышу
Он глядит в своё окошко. — делаем руками окошко
Зайка по полю бежит , в дверь к нему стучит — изображаем бег на месте
Тук-тук! дверь открой! — стучим и открываем дверь — две ладошки в стороны
Там в лесу охотник злой! — показываем злого охотника — хмурим брови и руки вверх
Зайка, зайка забегай! — приглашаем рукой машем — заходи!
Лапу мне давай! — даем «лапу»
18 задание. Родителям. Продолжи фразу.
- Самые умные животные………..дельфины
- Самые зубастые………..акулы
- Лучше всех слышит…….сова
- Чемпион по глотанию………удав
19 задание. Знаки поведения в лесу. Команды берут по очереди карточки и объясняют. Родители дополняют.
- Не рвать цветы
- Не разоряй муравейники, не ломай ветки
- Не бери животных домой
- Не шуми и не включай громкую музыку в лесу
- Не пинай мухоморы
- Не мусори в лесу
- Не руби деревья и т.д.
Воспитатель. Я думаю, что сегодня мы много узнали и поняли, что надо крепко любить и беречь нашу Землю – наш огромный общий дом.
Ребенок.
Не обижай ни птахи, ни сверчка!
Не покупай для бабочки сачка!
Люби цветы, леса, простор полей-
Все что зовется Родиной твоей!
Подведение итогов жюри.
Награждение