Автор: Коровко Лариса Михайловна
Открытый просмотр организованной образовательной деятельности
в старшей группе на тему: «Ранняя осень в картине И.И.Левитана»
Подготовила:
Учитель-логопед
Коровко Лариса Михайловна
Одинцово, 2018г
ТЕМА «Ранняя осень в картине И.И.Левитана»
Коррекционно-образовательные цели:
– обобщение и систематизация представлений об осени и типичных осенних изменениях в природе;
– расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Осень»;
– совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней;
– совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных) и синтаксической стороны речи;
– заучивание стихотворения с опорой на графический план.
Коррекционно-развивающие цели:
– стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе речевого аппарата;
– развитие связной речи, фонематического восприятия, мышления, памяти, творческого воображения, тонкой моторики.
Воспитательные цели:
– воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине, инициативности, самостоятельности, творческой активности;
– пробуждение у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой.
Оборудование: Магнитофон, DVD-проектор, экран, ноутбук, репродукция картины И.И.Левитана «Сумерки. Луна», запись произведения П.И.Чайковского «Осень» из цикла «Времена года», запись мелодии «Солнышко и дождь», диск «Учимся говорить правильно», магнитно-маркерная доска, зонт, указка, мяч, контурные раскраски на каждого ребенка.
Ход занятия
- Организационный момент.
– Здравствуйте! Послушайте стихотворение:
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят:
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
– Дети, как вы думаете, о каком времени года это стихотворение?
– Как вы догадались?
-Так писал об осени русский поэт Апполон Майков. Сегодня мы с вами тоже будем говорить об осени, рассмотрим картину известного русского художника и выучим стихотворение об осени.
– Но для начала предлагаю сделать самомассаж лица:
Осень в гости к нам пришла, Краски яркие взяла. Стала желтою трава, Разноцветною – листва. | Поглаживающие движения от середины лба, носа, подбородка к ушам |
Осень в гости к нам пришла, Сильный ветер принесла. Листья пестрые летят… Осень любит листопад! | Спиралевидные движения от середины лба, носа, подбородка к ушам |
Осень в гости к нам пришла, Дождь с собою принесла. Мелкий дождик моросит, У деревьев грустный вид. | Постукивающие движения от середины лба, носа, подбородка к ушам |
Осень в гости к нам пришла, Птичек в стаи собрала: «Стало холодно вокруг, Вам пора лететь на юг!» | Зигзагообразные движения от середины лба, носа, подбородка к ушам |
Осень в гости к нам пришла, В огород нас позвала. Не ленись, да поспевай, Собирай-ка урожай. | Пощипывающие движения от середины лба, носа, подбородка к ушам |
- Упражнение «Звуки леса».
– Ребята, хотите услышать звуки леса в разные времена года?
(компьютерная игра «ЛЕС» на экране – дети слушают звуки 4-х времен года, а затем угадывают определенный звук, принадлежащий какому-либо времени года)
- Игра «Солнышко и дождь».
(Играет веселая мелодия – дети «гуляют, когда слышится шум дождя – дети бегут под зонтик)
- Рассматривание репродукции картины И.И.Левитана «Сумерки. Луна».
(репродукция картины выведена на экран)
– Сейчас мы с вами рассмотрим картину, которая называется «Сумерки. Луна». Ее написал великий русский художник Исаак Левитан. Больше всего на свете Левитан любил русскую природу и за свою короткую жизнь написал много картин о красоте и богатстве нашей замечательной русской природы.
– Какое время года изобразил художник на картине?
(Дети отвечают полными предложениями)
(Педагог берет в руку указку и привлекает внимание детей к тем частям картины, о которых говорит)
– Верно. Художник изобразил на своем полотне самую прекрасную пору осени, которую называют золотой. Что вы видите на переднем плане картины? (Ответы детей)
– Что растет по берегам озера?
– Что виднеется вдалеке?
– Опишите небо, которое нарисовал художник. Как вы думаете, какое время суток изображено на картине?
– Что привлекает внимание, когда глядишь на небо?
– И вся красота этого сумеречного пейзажа отражается в гладком, спокойном озере. Давайте попытаемся представить, что мы с вами попали вглубь этой картины. (Дети проходят, садятся или ложатся на ковер) Давайте с вами закроем глаза и, слушая музыку, представим, что находимся рядом с этим озером. Какие впечатления у вас возникнут? (Звучит произведение П.И.Чайковского «Осень» из цикла «Времена года»)
– Откройте глаза. (Дети поочередно дают ответы)
– Вам понравилось путешествие в картину?
- Игра «Какая осенью погода?»
(Педагог предлагает детям встать полукругом, бросает мяч по очереди и задает им вопросы)
– Какая погода бывает осенью, если идет дождь – …(дождливая), дует ветер – …(ветреная), на улице холодно – …(холодная), пасмурно – …(пасмурная), сыро – …(сырая), хмуро – …(хмурая), солнечно – …(солнечная), ясно – …(ясная).
- Заучивание стихотворения «Портрет осени» (М.Ходякова) с опорой на графический план.
(Педагог читает стихотворение и одновременно рисует на доске «осенний пейзаж») Дети заучивают стихотворение.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льется –
Это время года осенью зовется!
- Итог занятия.
Педагог просит детей вспомнить, что они делали на занятии. Оценивается работа детей.
– Осень дарит вам свой портрет, который вы раскрасите дома.